Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Представление педагогического опыта

Горяевой Натальи Ивановны,

учителя  математики МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Тема: «Развитие познавательной самостоятельности и активности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как фактор социализации личности».

 

Актуальность

Актуальность выбора данной проблемы обусловлена развитием самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Математические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения обучающихся. Математика способствует формированию социальной позиции обучающихся «я житель», «я работник», «я исследователь», что воспитывает сознательного члена общества ,готового к активному труду.

Перспективность

Перспективность данного опыта заключается в том, что учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Развитие активности и познавательности формируют умения, сопряжённые с практической деятельностью, позволяют приниматьоптимальные решения в любой сфере современного общества. Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить обучающихся не только адаптироваться, находить применение полученным знаниям, приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их. В современном мире важно иметь не только набор знаний по математике, но уметь нестандартно мыслить, творчески .

Условие формирование опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

-многолетние наблюдения за обучающимися, не проявляющихинтереса к математике;

-взаимопосещение уроков коллег с целью изучения опыта  преподавания математики

- изучение методической литературы по данной теме;

- курсы повышения квалификации;

- участие в работе межшкольных учебно-методических объединений

Теоретическая база

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы)

- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования

-Концепция развития математического образования Российской Федерации

- Кон И. С. «Социализация личности»,М: Просвещение,1967г.

-Шилова М. И. «Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе», учебное пособие, М:Флинта,2014г

 

Технология опыта

  1. Большое внимание уделяю самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому обучающемуся раскрыть свою индивидуальность( проекты, презентации, доклады, творческие работы, рефераты и т.д.)
  2. При ознакомлении обучающихся с новыми понятиями знания не сообщаются в готовом виде. Я побуждаю обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов. Чтобы удержать внимание ребёнка в течение урока я предлагаю игровые и конкурсные ситуации. Даже слабый ученик может проявить себя.
  3. В целях активизации познавательной активности обучающихся использую:

–приемы проблемного обучения(проблемное изложение материала, частично поисковый метод, приемы исследования-исследование графиков функций, изучение критических точек, исследование числовых последовательностей и т.д.);

-провожу уроки с использованием информационных технологий(уроки-презентации, проектные и исследовательские работы обучающихся, конкурсные работы).

-осуществляю различные формы контроля знаний и умений обучающихся (тестовые задания,арифметические диктанты, математические диктанты, самостоятельные работы, работы в рабочих тетрадях по алгебре и геометрии, входящие в учебно-методический комплект под ред.Звавич Л. И. ,Кузнецовой Л.В. и Бурмистровой Т. А.

 

  1. На уроках математики особое внимание уделяю устному счету, который развивает вычислительные навыки обучающихся. Устный счет провожу по номерам учебника, с использованием таблиц для устного счета, по маршрутным листам.

Свою педагогическую деятельность я не строю по какой-то одной технологии, а учитываю возрастные особенности обучающихся, уровень подготовленности классного коллектива, индивидуальность  каждого ученика.

 

 

Анализ результатов опыта

 

Год

Мероприятие

Участники

Результат

 

Школьный уровень

2012

 

 

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

 

 

Федина М.

Участие

2013

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Яковлева Е. ,Резепова А.10б

Лауреаты

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Шватов Иван 9а

Победитель

2015

 

 

 

 

 

2016

Всероссийская олимпиада школьников

 

 

 

 

Всероссийская олимпиада школьников

 

Калабкина И.9к

Ширяева Е.9к, Петрунин Д.9к

Васляев И.10а

Ишаев И., Шватов И.

 

Шватов И.11а

 

Васляев И.  ,Ишаев И.11а

 

Паркина О.5а, Яковлева В.6б

Победитель

Призеры

 

Победитель

Призеры

 

Победитель

 

Призеры

 

 

Победитель,

Победитель

 

Муниципальный уровень

 

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Шватов  И.9а

Участие

2015

Всероссийская олимпиада школьников

Васляев И.

10а

Участие

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Васляев И. ,Шватов И. ,Ишаев И.11а

Участие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийский уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

23-я межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада школьников,лицей «Авангард» г. Москва

Наместникова Татьяна 9б

Диплом2-й степени за отличные результаты по математике

 

Результаты ЕГЭ по математике 2015г: профильный уровень-43,5 ( поРМ-46,58), базовый-3,5 б.

Результаты ЕГЭ по математике 2016г :профильный уровень-66,5 б( поРМ-45,б),базовый- 86 процентов качества или 4,4 б.

 

Трудоёмкость опыта

Трудность данного опыта состоит

- в слабом владении обучающимися исследовательскими умениями;

-низкий уровень самостоятельности обучающихся в учебном процессе;

-отсутствие умений переносить знания из одной образовательной области в другую ,из учебной ситуации в жизненную.

Адресность опыта

Может быть востребован учителями математики. Педагоги, используя активность и познавательную самостоятельность, смогут улучшить отношение обучающихся к математике, как учебному предмету; повысить мотивацию к учению у обучающихся. Можно использовать на уроках объяснения нового материала, на уроках закрепления изученного.