Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Представление педагогического опыта 

Комаровой Валентины Юрьевны,

учителя истории, обществознания МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

Тема: «Проблемные и творческие задания как способ формирования ключевых компетенций

обучающихся на современном уроке истории, обществознания».

Актуальность

Обновление содержания образования требует новой методики- активной несущей высокую степень самостоятельности учащихся.

В связи с модернизацией Российского образования осуществляется переход к новым стандартам, программам, учебникам.  А наличие в исторической науке проблемных, дискуссионных вопросов позволяет формировать знания, умения и навыки и успешно их реализовывать на других уроках, а главное, в жизни.

Перспективность

Перспективность данного опыта заключается в том, что обществом перед педагогами поставлена задача перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие самостоятельного и творческого мышления. Проблемные и творческие задания позволяют сформировать  у учащихся творческий стиль, рост степени активности и самостоятельности, предвидеть предполагаемые  последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей. Это необходимо человеку для развития профессиональной компетентности, образованности, коммуникабельности.

Условия формирование

опыта

  1. создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать, не испытывая страха перед неверными решениями и ошибками;
  2. принятие и поощрение оригинальных идей;
  3. использование материала, вызывающего интерес к учебе;
  4. одобрение и положительная оценка исследовательского поведения,
  5. поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;
  6. приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;
  7. увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;
  8. создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;
  9. обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.

Теоретическая база

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы).
  2.        Концепция развития исторического образования в Российской Федерации
  3.         Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования
  4. Аствацатуров, Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания.
  5. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса

Технология

 опыта

Пространство на уроке выстраиваю на основе принципа минимакса. От обучающегося требуется проявление самостоятельности и оригинальности, а не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего. Выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта событий, его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию обучающегося. Одним из способов реализации является проблемное изложение, поисковая беседа. В ходе проблемного изложения я заявляю проблему, а пути решения вырабатываются совместно с обучающимися. То есть они не просто размышляют, а рассматривают возможные подходы и пути решения проблемы. Так, например, если раньше при изучении темы: «Научно технический прогресс, индустриальное общество», детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения и обосновать её.

Смысл поисковой беседы сводится к тому, чтобы привлечь обучающихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении проблемных ситуаций. Например, в начале обобщающего урока в 9-м классе по теме: «СССР в Великой Отечественной войне в 1941-1945» мной дается задание проблемного характера: «В чем источники и каково значение победы советского народа в Великой Отечественной войне? Почему победа была достигнута такой дорогой ценой?»

Для решения этой проблемы класс делю на пять рабочих групп, которые двигаются по этапам:

  1. «Разминка» -  актуализация знаний – фактически проверка домашнего задания (может быть в форме теста или исторического диктанта);
  2. учащиеся пишут термины, даты, имена, связанные с заявленной темой, листы раздаются группам;
  3. работа с документом (анализ и ответы на вопросы к ним);
  4. проверка знаний хронологии, подведение итогов.

Здесь обучающиеся применяют знания + умения +учебную деятельность + систему специальных знаний.

А на уроке в 10 классе при изучении темы «Правление Ивана Грозного» мы с ребятами через работу с различными историческими источниками решаем проблемный вопрос: «Иван Грозный - полусумасшедший тиран или реформатор?». В конце урока ответ на него формируется в виде синквейна, в котором десятиклассники  выражают свое мнение относительно данной исторической личности.

Примером творческих заданий,  способствующих формированию ключевых компетенций является составление проектов «История Дубравлага в лицах», «Общественные движения 60-70-х годов 19 века». Чтобы выполнить задание по созданию проекта обучающиеся направляют свои усилия на то, чтобы сложить имеющиеся у них информацию в единое целое.

 

Анализ результативности опыта

 

Год

Уровень

Мероприятие

Участники

Результат

2015

 

школьный

Всероссийская  предметная  олимпиада по обществознанию

Тазина Мария 11б

Васляев Илья 11а

1 место грамота

2 место грамота

2015

школьный

Всероссийская предметная олимпиада по истории

Ишаев Илья 11а

Миркин Иван 11б

1 место грамота

2 место грамота

2016

Муниципальный

Муниципальный тур олимпиады по избирательному праву в рамках проведения Дня молодого избирателя

Тазина Мария 11б

Участие

 

2015

Муниципальный

Всероссийская предметная  олимпиада по обществознанию

Тазина Мария 11б

3 место грамота

2017

Международный

Международная  дистанционная олимпиада по обществознанию

Белова Виктория 11к

2 место, диплом

2017

Международный

Международная  дистанционная олимпиада по обществознанию

Балашова Анна, 11к.

Ширяева Евгения 11к

3 место, диплом

 

Трудоемкость

 опыта

Образование, направленное на развитие творческих способностей – это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время. Оно имеет дело с личностью  и всем личностным развитием. Педагогический опыт показывает, что этот процесс сложный. Во многих детях есть потенциал одаренности  и при наличии необходимых условий развития они могут раскрыться. Школа должна создать условия стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышления и действия, а учитель должен стать образцами такого отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые он должен воспитывать в школьниках.

Адресность

 опыта

Использование проблемных и творческих заданий целесообразно на уроках, на которых применимы исследовательские и творческие задания, к этой группе можно отнести все классы и предметы на любой ступени обучения.