Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Овчинникова Ирина Юрьевна - учитель биологии и химии

Представление педагогического опыта

учителя химии и биологии

МБОУ «Явасская СОШ»

Овчинниковой Ирины Юрьевны

 

Тема опыта « Использование проблемных и творческих заданий

на уроках химии и биологии  в 8-11 классах»

Актуальность

Актуальность выбора данной проблемы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

Перспективность

Использованиепроблемных и творческих заданий на уроке обусловлено тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия:

- учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

- дети общительны, а задавать вопросы не умеют.

Данная методика учит детей «не сидеть, сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

Условия формирование опыта

Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Настоящее время – период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающий повышение качества химической подготовки обучающихся.

Я подошла к идеи построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности, речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций в будущем.

Теоретическая база

  • Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. //http://www.menobr.ru/products/1342/

 литературные источники:

  • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения/ М. : Педагогика. 1977
  • Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу / Л. 1973
  • Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М. : Педагогика. 1980

Технология опыта

Проблемные и творческие задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и, естественно, возникают из опыта и потребностей самих обучающихся. Поставив обучающегося в проблемную ситуацию, интересную для всего класса, я получаю возможность «растормозить» механизм его мышления. Включение обучающихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по её решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:Факт → гипотеза → теория → знание (истина)

Делая предположение, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если…»

1. При каких условиях каждый из перечисленных объектов (названия веществ, реакций) будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых полезными будут два или более из этих объектов (веществ, реакций)?

2. При каких условиях эти же объекты (вещества, реакции) будут совершенно бесполезны и даже вредны?

3. Найдите возможную причину явления, события.

Почему загорелась лампочка прибора при испытании раствора вещества на электропроводность?

4. Предложите несколько разных гипотез по следующему поводу.

Почему бензол, имеющий по формуле Кекуле непредельный характер, не обесцвечивает бромную воду?

Моя задача – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим опытом.

Результативность опыта

Я использую проблемные и творческие задания на своих уроках и элективных курсах на протяжении двух лет и результатом такой деятельности является:

-снижение количества обучающихся, работающих на репродуктивном уровне, и увеличение количества обучающихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера;

- наблюдается тенденция роста качества знаний обучающихся за 2 года с 46,5% до 53,8% по итогам внутренних административных работ при 100%-ном  уровне обученности;

- максимальное использование самостоятельности обучающихся в добывании знаний и овладение способами действий обеспечило рост их учебных и исследовательский достижений:

  • призер конкурса исследовательских работ по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на котором я живу» (ученица 11к класса Абанина Е.А. заняла 2 место)
  • призеры Всероссийской олимпиады школьников на школьном муниципальном этапах (ученики 11 к класса: Байкина М. заняла на школьном этапе 2 место, на муниципальном - 2 место; Абанина Е. заняла на школьном этапе 1 место, на муниципальном -3место)
  • победитель Республиканского конкурса юных исследователей окружающей среды (ученица 11к класса Абанина Е. заняла 1 место в номинации «Экология»)
  • призер открытой многопредметной олимпиады Пермского государственного национального исследовательского университета «Юные таланты» по предмету ХИМИЯ на первом этапе (ученица 11 к класса Абанина Е.- диплом III степени)

Данной проблеме посвящен ряд моих выступлений:

  • октябрь 2013 г. Заседание секции МУМО учителей биологии, химии и экологииДоклад «Развитие познавательных процессов при изучении химии»         
  • 19 августа 2015 г.Заседание республиканской Школы молодого педагога «Моя инициатива в образовании»            Доклад «Проблемно-творческие задания на уроках химии и биологии»   

Трудоемкость опыта

Трудности возникают при подготовке и разработке проблемных и творческих заданий.

Для реализации проблемных и творческих заданий на уроках необходимо выполнение ряда условий:

– отбор центральных проблем в системе обучения;

– определение особенностей проблемных заданий в разных видах учебной работы;

– построение оптимальной системы проблемных заданий, создание учебных и методических пособий и руководств;

– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.

Адресность опыта

Использование проблемных и творческих заданий целесообразно на уроках, на которых применимы исследовательские и творческие задания, к этой группе можно отнести все классы и предметы на любой степени обучения.