Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Грушина Татьяна Васильевна, учитель географии.

Грушина Татьяна Васильевна, учитель географии.

Представление педагогического опыта

Грушиной Татьяны Васильевны, учителя географии МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия

 

Тема: «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как фактор социализация личности» 

Актуальность

     Географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения обучающихся. Изучение географии закладывает основы пространственного мышления; развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру.

   География способствует формированию социальной позиции обучающихся: «я житель», «я работник», «я исследователь», что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду.

   Возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания информации, содержащейся в средствах массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли.

   География формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а также способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами.

   Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить обучающихся не только адаптироваться, встраиваться,  находить применение полученным знаниям, приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – адаптивный процесс, в результате которого человек принимает законы того или иного социума и, как правило, следует этим законам. 

  Как социализация связана с географией?

  К факторам социализации относят:

-    природно-географические условия, экологические изменения биосферы;

- географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, привычки.  

    Проектирование типа личности, поддерживающей общечеловеческие ценности, принимающей межнациональные отношения, становится реальной задачей образовательных институтов.

     Социализация - это процесс и результат выборочного усвоения личностью определенных, в данном случае географических знаний, умений, навыков, принятия ценностей и выработки ценностных ориентаций, что открывает возможность дальнейшего развития и самосовершенствования личности. Следовательно, география как учебный предмет наряду с другими предметами учебного плана выполняет важнейшую функцию содействия процессу социализации личности ученика.

    В современном многополярном и динамичном мире важно не только иметь набор географических знаний, но и нестандартно мыслить, творчески относится к жизни.

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Проектная и исследовательская деятельность школьников способствует развитию познавательной активности и  социализации личности

 

Перспективность

     Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности     Условиями  успешности познавательной деятельности, влияющей на дальнейшую социализацию ребенка, являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом и.т.д.;
  • помощь ребенку реализовать свои природные задатки и формировать определенные  индивидуальные качества

 

Условия формирования опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

  • активизация деятельности Русского географического общества.

«Миссия Общества -  вдохновлять людей на любовь к России» В.В.Путин  Председатель Попечительского Совета Общества

·         обсуждение Концепции современного географического образования «Требуют раскрытия идеи развития индивидуальности, творческой инициативы, опыта обучающихся средствами географии»

  • изучение литературы по проблеме социализации личности и развития познавательной активности обучающихся;
  • курсы повышения квалификации;
  • участие в работе межшкольных учебно-методических объединений

 

Теоретическая база

 

1. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Учеб. пособие — М. : ФЛИНТА, 2014 

2. Кон И.С. Социология личности. - М.: Просвещение, 1967

3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003

4. http://megaobuchalka.ru/8/28753.html

5. http://www.ronl.ru/referaty/psikhologiya/354761/

 

Технология опыта

          В целях активизации познавательной активности учащихся использую:

‒        разнообразные формы работы с источниками географических знаний (географическими картами, графиками, таблицами, диаграммами). Карты, особенно тематические позволяют анализировать, сравнивать явления, создавать образ конкретной территории. Упорядочен­ную географическую информацию дают таблицы, объединяющие разнообразные характеристики территории;

‒        элементы занимательности (игра «термин – понятие»; решение географических задач; составление образа территории; работа с незнакомым текстом);

‒        приемы проблемного обучения (проблемное изложение материала, частично-поисковый метод, приемы исследования);

‒        провожу уроки с использованием информационных технологий (уроки-презентации, конкурсные работы обучающихся, проектные и исследовательские работы обучающихся);

‒        лекционно-семинарские занятия и практикумы;

‒        осуществляю различные формы контроля знаний и умений обучающихся (тестовые задания, практические работы, самостоятельные задания, работа с рабочей тетрадью, входящей в учебно-методический комплект под ред.В.П.Дронова).

    

       Использование проектных и исследовательских работ в урочной и внеурочной деятельности способствует  социализации личности, направления развития которой отражены в Концепции содержания основного общего образования.

     Чаще всего проектные и исследовательские работы используются мной во внеурочной деятельности.

При подготовке проекта соблюдаются следующие этапы:

- выбор темы исследования или проекта (возможно и чаще всего такие темы предлагаются учителем)

- обсуждение темы (в ходе обсуждения возможно изменение темы)

- знакомство с источниками информации (самостоятельно учащимися)

- обсуждение найденного материала (совместно с учащимися)

- подготовка материалов к представлению

- презентация темы.

      Большое значение на уроке географии уделяю работе с картой.

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

     Свою педагогическую деятельность я не строю по какой-то одной технологии, а учитываю возрастные особенности, уровень подготовки классного коллектива, темперамент и другие индивидуальные особенности, сочетаю их элементы

Результативность опыта

‒        муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по географии:

Зверев Сергей 1 место (январь 2013);

Симаков Александр 1 место (декабрь 2013)

Акимов Дмитрий 3 место (декабрь 2013)

Гурьков Алексей 3 место (декабрь 2013) – участник республиканского этапа

‒        практико-ориентированный проект, направленный на оформление темных коридоров школы (январь-февраль 2012);

‒        исследовательская работа «Изучение отношения учащихся школы к символам России» (ноябрь 2012год) 3 место в районе;

‒        Давыдова Ирина участник муниципальной научно-практической конференции исследовательских работ «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (апрель 2014);

‒        Ширяева Евгения – победитель 8 Республиканского конкурса творческих работ 2013 года «Святыни земли Мордовской»

‒        Видашева Анастасия – призер Республиканской дистанционной олимпиады по географии (2014 год)

‒        муниципальная  научно-практическая конференция «Первые шаги в науку».

 

Результаты ЕГЭ по географии в 2014 году – средний балл 35,6 (по России – 53,1, по РМ – 52,74); ЕГЭ-2015 – средний балл 38,5 (по России – 52,9)

 

  

Считаю одним из результатов моей профессиональной деятельности как учителя географии является то, что несколько выпускников нашей школы окончили и обучаются на географическом факультете Мордовского государственного университета им.Н.П.Огарева

 

Трудоемкость опыта

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе – ребятам трудно самим найти необходимый материал;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;  
  •  при организации системы проектов не всегда удается обеспечить содержательное единство тем, и конечно существуют ограничения по времени реализации проекта, занятости учащихся во внеурочной деятельности

Адресность опыта

   Мой опыт нельзя считать чем-то новым в методике преподавания географии.   Каждый учитель разрабатывает свою систему,  позволяющую ему добиваться поставленных целей.

   Мой опыт адресован как начинающим, так и опытным учителям, готовым

развивать творческий потенциал каждого ребенка и развиваться творчески самим.

 

    Мой опыт представлен в сети Интернет: на сайте https://multiurok.ru