Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Боздунова Ольга Михайловна, учитель начальных классов

Представление педагогического опыта

Боздуновой Ольги Михайловны,

учителя начальных классов МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Тема: Развитие орфографической зоркости младших школьников в условиях реализации ФГОС.

 

Актуальность

   Актуальность выбора данной проблемы обусловлена одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой – изучение родного языка. Данный опыт расширяет представление о путях повышения качества знаний по русскому языку, используя различные методы и приёмы,  для формирования орфографической зоркости.

Перспективность

   Перспективность данного опыта заключается в том, что орфографическая грамотность является первостепенной составляющей личности человека. От того, как будет сформирована орфографическая грамотность, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине и профессиональное становление личности.

Условия формирования

   На формирование опыта повлияли следующие факторы:

·        наблюдение за обучающимися, испытывающими затруднения при выборе орфограммы при письме;

·        взаимопосещение уроков учителей с целью изучения опыта преподавания дисциплин начального образования;

·        изучение методической  литературы по данной теме;

·        участие в работе межшкольных учебно-методических объединений;

·        заочное обучение в ВУЗе по профилю.

Теоретическая база

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·        Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы;

·        Львов М. Р. Правописание в начальных классах»;

·        Мизинина И., Тюрина Т. Трудности русской орфографии: справочное пособие с мини-словарем трудных написаний.

·        Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.

Технология опыта

   Для решения орфографической задачи школьник должен пройти 6 этапов:

1)     увидеть орфограмму в слове;

2)     определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3)     определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;

4)     определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5)     решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

6)     написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

   В  более  обобщенном  виде  выделяются  две  ступени:  постановка  орфографической  задачи  (выделение  орфограммы)  и  её  решение  (выбор  письменного  знака  в  соответствии  с  правилом).

   Мной используются разнообразные методы, приемы и средства обучения.

   К наиболее активно используемым методам в процессе обучения относятся:

   1. Метод стимулирования познавательной активности.

   2. Частично-поисковый и эвристический метод.

   Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:

·        работа над ошибками;

·        списывание;

·        комментированное письмо;

·        письмо с проговариванием; 

·        письмо с пропуском орфограмм;

·        исправление учениками умышленно допущенных ошибочных написаний;

·        письмо по памяти;

·        диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, свободный, зрительный, словарный, с простукиванием, самодиктант);

·        орфографические пятиминутки;

·        орфографическое чтение;

·        орфографические сказки;

·        игры («Найди опасное место», «Светофор», «Поиск орфограмм в "чистом" тексте» и др.).

   В работе над развитием орфографической зоркости ориентируюсь не только на современного ученика, но и на природосообразность ребёнка и для этого использую современные образовательные технологии: технологию игровых методик, обучение в сотрудничестве (парная, групповая работа), здоровьесберегающие технологии и прочее.

   Приведенные методы и приемы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников, помогают их умственному развитию, развивают память, наблюдательность, зоркость, учат детей анализировать и синтезировать. Такая система работы над исправлением ошибок позволяет уменьшить число ошибок.

Анализ результативности

   Результатами опыта является:

·        увеличение количества обучающихся, способных самостоятельно находить и объяснять орфограммы в словах;

·        стабильность в результатах обучения на протяжении трех лет: 100 % уровень обученности, 56 % (2014-2015 уч. г.) и 50 % (2015-2016 уч. г.) уровень качества знаний по русскому языку;

·        положительная динамика в результатах административных контрольных работ по русскому языку (61,85% - 2014-2015 уч.г., 55% - 2015-2016 у.г., 55,1% - 2016-2017 уч.г.).

·        участие в олимпиадах и конкурсах. 

Год

Уровень

Мероприятие

Участник

Результат

2015

Школа

Олимпиада по русскому языку

Родованова Ульяна

2 место

2016

Российский

Метапредметный конкурс «Изучай-ка»

Ежова Ольга

 

Сертификат участика

2016

Российский

Метапредметный конкурс «Изучай-ка»

Пикина Ольга

 

Сертификат участика

2016

Российский

Метапредметный конкурс «Изучай-ка»

Родованова Ульяна

Сертификат участика

Трудности при использовании

   Трудность данного опыта состоит в четкой организации учебного процесса, в продумывании и индивидуализации заданий для обучающихся разного уровня знаний и умений. Необходимо уметь четко определять возможности и потребности каждого ребенка и вовремя подавать ему целесообразную порцию заданий.

Адресность опыта

Может использоваться при обучении младших школьников и начинающими, и опытными педагогами. Возможно использование на любом типе урока.

Наглядность

Школьный сайт: scool-yavas.ucos.ru

Личный сайт: https://infourok.ru/user/bozdunova-olga-mihaylovna

Видео-приложение (Урок «Русский язык»).