Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Булкина Ольга Дмитриевна - учитель начальных классов

Представление педагогического опыта

Булкиной Ольги Дмитриевны,

учителя начальных классов МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Актуальность

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил»,поэтому я выбрала проблему, над которой работаю «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования ИКТ».

Актуальность выбора данной проблемы обусловлена тем, что важными качествами современного ученика являются плодотворная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно,

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор компьютера, возможность которого намного выше, чем классной доски.

Нужно признать, что в наш век – век новейших технологий, именно эти технологии и вызывают у учащихся интерес. Таким образом, применение образовательных коммуникативно-информационных технологий становится одним из эффективных способов поддержания интереса и мотивации к обучению учащихся начальной школы. Использование ИКТ способствует развитию внимания учащихся, активизирует познавательную деятельность, обеспечивает быстроту и четкость работы на уроке, вызывает интерес к предмету.

Перспективность

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Применение этих технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.Использование информационно-коммуникационныхтехнологий для активизации познавательной деятельности учащихся объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

 Применение новейших средств информационно-коммуникационных технологий в образовании приобретают в настоящее время всё большую актуальность. Данные технологии обладают большим спектром возможностей, позволяющих стимулировать познавательный интерес учащихся, а, значит, повысить эффективность процесса обучения.

Таким образом, практический опыт по реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является востребованным и перспективным.

Условия формирование

опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

·        изучение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам развития познавательных интересов  учащихся в школе;

·        опыт работы  с информационно-коммуникативными технологиями;

·        благоприятные  условия, а также хорошая материальная база для творческой деятельности             учителя в школе;

·        совершенствование учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления;

·        формированиетворческой активности учащихся;

Ведущая педагогическая идея опыта – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса, через применение ИКТ.

Теоретическая база

-        Федеральный   государственный образовательный стандарт  начального общего образования

-         концепция УМК «Планета знаний»  под редакцией И.А. Петровой, которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

-      Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т. П.Лунина, Л. Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

Технология

 опыта

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя. Как же это происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта:

- активно использую ЭФУ. В электронных учебниках много различных тренажёров, при использовании которых ученик закрепляет изученные правила в игровой форме, что немало важно для обучающегося начальной школы;

- применяю ИКТ на отдельных этапах урока: для закрепления и контроля знаний, организации групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями;

- на уроках математики при помощи компьютера и интерактивной доски можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора  изучают количественные соотношения  или состав числа.  Для наилучшего представления условия задач и способа её решения можно использовать главных героев задачи, схему, таблицу, с помощью чего решаются, например, задачи на движение.

- на уроках литературного чтениявключаю в их содержание аудио и видео средства. Стало легче проводить уроки внеклассного чтения. Если раньше не всегда необходимое произведение можно было найти в библиотеке, то современные возможности использования ИКТ позволяют обучающимся найти необходимое для урока  произведение в интернете, у многих детей есть электронные книги. С появлением компьютера не стало проблем с показом портретов детских писателей и знакомством с их биографией.  К 3-4 классу дети сами с большим удовольствием находят необходимую для урока информацию в интернете, тем самым постепенно учатся находить информацию, выделять нужное, что, безусловно, помогает обучающимся в подготовке домашних заданий при переходе в среднее звено и следующих ступенях обучения.

- на уроках изобразительного искусства совершаем виртуальные экскурсии по художественным музеям. Очень помогает использование компьютерных технологий при изучении тем, связанных с народным творчеством. Не покидая класса, обучающиеся знакомятся с творчеством мастеров Хохломы. Гжели, Городца, богородской игрушкой, павловопосадскими платками, жостовскими подносами и другими произведениями народного искусства.

- особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира. Для  младших школьников многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал, видеофильм  в качестве хорошего дополнения  к учебнику.

- активно использую компьютерные технологии на уроках музыки. Обучающиеся имеют возможность прослушать музыкальные произведения из школьной программы, познакомиться более подробно с биографией композиторов, совершить виртуальные экскурсии в концертные залы, послушать звучание музыкальных инструментов. К 3-4 классу дети самостоятельно готовят небольшие сообщения о творчестве композиторов, используя возможности компьютера.

-на уроках русского языка использую дидактические игры-тренажёры  «Орфографические минутки», «Минутки чистописания» и др., что позволяет обучающимся более углублённо изучить предоставляемый материал, использую ИКТ  при формировании новых понятий, способов деятельности с помощью схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала, при работе со словарными словами.

- использование ИКТ на уроках технологииупрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы. ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

- ИКТ в начальной школе обязательно  нужно использовать при  проведении физкультурных минуток. Детям очень нравятся презентации с песнями, различными движениями под музыку, что повышает эмоциональный настрой учащихся, помогает им отдохнуть.

- применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

·        концентрировать внимание на усвоении наиболее сложных тем и понятий;

·        изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, воздействуя на все органы чувств человека и формируя красочный, объёмный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала;

·        наполнить урок новым содержанием;

·        создать условия для развития самостоятельности;

·        повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, видеофайлы;

·        повысить информативность урока, эффективность обучения, придать уроку динамизм и выразительность.

·        повысить качество усвоения знаний по предметам начальной школы

·        развивать самостоятельность;

·        развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

·        формировать элементы информационной культуры;

·        прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

·        поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

·        повышать  творческую активность;

·        идти в ногу со временем.

Используя возможности ИКТ, я могу способствовать развитию познавательного интереса учащихся:

- ИКТ обеспечивают множественные каналы подачи информации и создают условия, способствующие её восприятию и запоминанию;

-  дают наглядное представление различного рода процессов, явлений, событий, зависимостей, теоретических понятий;

- ИКТ позволяют изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, воздействуя на все органы чувств человека и формируя красочный, объёмный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала.

Анализ результативности опыта:

·        наблюдается устойчивый интерес учащихся к предмету на разных этапах обучения;

·        проводимая работа развивает творческие и познавательные способности детей;

·        реализуется творческий потенциал детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика продвижения учащихся.

Использование ИКТ способствовало:

·        развитию самостоятельности;

·        повышению их творческой активности;

·         успешному участиюобучающихся  в  олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях школьников.   

Год

Уровень

Мероприятие

Участники

Результат

2013г.

Муниципальный

 

Межшкольная олимпиада по математике

Усманов Дамир

 

Шукшин Максим

Победитель

 

Призёр

2014г

Муниципальный

Межшкольная олимпиада по математике

Усманов Дамир

 

Зверев Алексей

Победитель

 

Призёр

2016г.

Муниципальный

Межшкольная олимпиада по математике

Прынзина Арина

Призёр

2013г.

Муниципальный

Межшкольная олимпиада по русскому языку

Усманов Дамир  

 

Ерохина Ирина

Победитель

 

Призёр

2014г.

Муниципальный

Межшкольная олимпиада по русскому языку

Усманов Дамир

Ерохина Ирина

 

Ипполитова Валерия

Победитель

Призёр

 

Призёр

2016г.

Муниципальный

Межшкольная олимпиада по русскому языку

Коченова Наталья

Призёр

 

2013г.

Международный

Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»

Коняев Максим

1 место в районе

2013г.

Международный

Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

Коняев Максим

2 место в районе

2013г.

Муниципальный

Районный конкурс молодёжных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Ерохина Ирина

1 место в номинации «Юный журналист"

2016г.

Муниципальный

I открытый конкурс детского рисунка «Моё любимое животное»

 

Янкевич Ева

3 место

2016г.

Российский

Олимпиада «Плюс»

IVоткрытая онлайн-олимпиада по математике

Паршин Александр

 

 

Коченова Наталья

 

 

 

Дьякова Наталья

 

 

 

Девятаев Евгений

 

 

 

 

Прынзина Арина

Победитель

 

 

Победитель

 

 

Похвальная грамота

 

 

 

Сертификат участника

 

 

 

 

Похвальная грамота

2016г.

Российский

«Русский с Пушкиным» I онлайн-олимпиада по русскому языку

Гурдяева Софья

 

Ошкина Елена

 

Коченова Наталья

 

Паршин Александр

 

Прынзина Арина

 

Девятаев Евгений

Победитель

 

Победитель

 

Победитель

 

Победитель

 

Похвальная грамота

 

Сертификат участника

Трудоемкость

 опыта

Для учителя подготовка к урокам требует затрат времени на изготовление дидактического материала, слайдов, мультимедийных презентаций, однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.

     «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной. Осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. 

ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не  подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу), необходимо тщательно продумывать место и способ использования ИКТ.

Адресность

 опыта

Опыт может быть использован как учителями  со стажем, так и молодыми специалистами. Применяться на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях. 

 

Мои работы представлены в сети Интернет:

 

  1. Страница на сайте: http://www.proshkolu.ru/user/bulkina48/
  2. Сайт инфоурок: учительский.сайт/Булкина-Ольга-Дмитриевна
  3. На сайте kopilkaurokov.ru

 

 

 

Приложение: технологическая карта урока математики по теме «Арифметические действия с числом 0»  3 класс УМК «Планета знаний»

 

 

 

 

Тема: «Арифметические действия с числом 0»

Тип урока: обобщение и  систематизация знаний.

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с правилом умножения и деления с числом 0; способствовать формированию умений выполнять арифметические действия с числом 0; совершенствовать  умения решать текстовые задачи.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с правилом умножения и деления с числом 0; научатся выполнять арифметические действия с 0; решать текстовые задачи.

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Регулятивные: учатся высказывать своё предположение (версию) н а основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют строить  монологическое высказывание; владеют диалогической формой речи.

Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Образовательные ресурсы: учебник «Математика» М.И. Башмаков, М. Г. Нефёдова 3 класс, ч.1, презентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Урок сегодня немного необычный.

-Что вы видите на доске?  (Кормушку для птиц)

-Зачем она нам на уроке?  ( На неё должны прилететь птицы.)

- Чтобы птицы прилетели и порадовали нас своей красотой,  вы должны хорошо потрудиться на уроке.

-Начинаем наш урок.

 

Слушают учителя

 

 

 

Отвечают  на вопросы.

Мотивация учения, обеспечение личностного морального выбора

II. Устный счёт.

Организует устный счёт.

- Чтобы день прошел удачно, его  нужно начинать с зарядки. И мы урок математики начнем с зарядки… для ума.

Зарядка для ума:

1)    Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 0?

2)    Во сколько раз 45  больше 5?

3)     Напишите сумму чисел 27 и 0?

4)    Назовите число, которое в 5 раз больше, чем 9.

5)     Увеличьте 18  в 2 раза.

6)    Уменьшите 80 на 8?

7)    Найдите произведение чисел 9 и 6.

8)    Делимое 63, частное 1. Чему равен делитель?

- Запишите только ответы.

(Взаимопроверка:18,9, 27, 45, 36, 72, 54, 63)

Полученные числа  расположите числа в порядке возрастания.

Самопроверка (9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72)

Какая закономерность наблюдается? (увеличение на 9)
 Подчеркните одной чертой нечетные числа. (9,27,45,63)

Обведите в кружок числа,  которые делятся на 6. (18,36,54,72)

 Справились с устным счётом. Молодцы!           

Прилетает к нам на кормушку голубь.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания устного счёта

Устанавливать  закономерности и использовать их при выполнении заданий

III. Актуализация знаний

Загадывает загадку:

Эта цифра так похожа, 
На букву алфавита «О». 
Но без циферок других 
Она не значит ничего.

 

Он похож на колобок, 
Он пузат и круглобок. 
На него похожа Кошка, 
Если сложится в клубок.

 

 

Отгадывают загадки

Поиск решения учебной задачи

IV. Постановка темы урока.

Отгадали загадки. Молодцы!  Прилетела  на кормушку сорока .

-Вы очень быстро отгадали загадки.

Посмотрите на записи на доске.

-Назовите тему урока? ( Действия с числом 0).

- Задача нашего урока… (Учиться выполнять действия с числом 0.)

 

 

 

 

 

Рассматривают записи на доске

Формулируют тему  урока, ставят учебную задачу

 

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

V. Открытие нового знания, способа действия

 

 

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль  выполнения заданий.

В работе на уроке нам поможет сказка, которую на хвосте принесла сорока.

- Далеко­-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью.

Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королеваАрифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню.

Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа.                       

Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число, стоящее в паре с Нулём, оказалось в проигрыше и расстроилось.

- Какой делаем вывод?

Сделали правильный вывод. На кормушке оказалась вездесущая ворона.         

Выполняют задания по учебнику, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение

 

 

 

 

Слушают сказку. Делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: если к числу прибавить 0 (или отнять) число не изменится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: при умножении на ноль, при делении на ноль в ответе получается ноль. Если к числу приписать ноль, то оно увеличивается в десять раз.

 

 

 

 

Планировать решение учебной задачи: выстраивают алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Поиск и выделение информации, умение структурировать знания.

 

-Продолжим сказку:

Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел выполнить умножение друг на друга. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление.

А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль.

Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать.

-  Какой делаем вывод?

Молодцы. Правильный сделали вывод! На нашей кормушке снегирь.

 

 

 

 

 

VI. Первичное закрепление

 

1.Работа в учебнике   

        №1, с.94,   (На кормушке поползень)

 

№2, с.94 (Работа в паре) на кормушке дятел

 

 

 

 

 

 

 

№3, с.94 на кормушке щегол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60 – 2 · 10 +4·5            100-100

100 – (60 – 6·10)          48-6·8

                                      30-20-2·5

                                      30- (10+20)

                                      60- 2·10·3

 

 

 

 

 

 

        +5 +6 – 11 =

Сумма баллов осталась первоначальной.

 

 

 

 

Выполнять действия с нулём. Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение спорных вопросов, управление поведением партнёра.

Контроль, коррекция, оценка действий. Инициативное сотрудничество учащихся при работе в группах в поиске информации

Физминутка

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит  вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

 

Выполняют физминутку

 

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме.

1.№4, с.95

 на кормушке клёст

 

2.№5, с.95

Выполните вычисления

на кормушке свиристель

 

 

3.№6, с.95

Сравните результаты вычислений и закончите фразы.

 

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои  мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.

 

20· 2 = 40(к.) – у них вместе Если одна из хозяек вырастила столько кур, сколько продала другая, то общее количество кур не изменится

 

 

 

1000· (2-2)= 1000·2-1000·2 =2000-2000=0

1000·0=0

 

Выполняют задание.

 

 

Понимать информацию, представленную в виде текста. Выполнять  анализ условия текстовой задачи. Видеть аналогии и использовать их при освоении приёмов вычислений

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

 

Оценка результативности выполнения заданий на уроке

1.Дифференцированное задание

№7, с.95 на кормушке воробей и синица

Выполняют задание по выбору

Оценка процесса и результата действий; осознание качества и уровня усвоения.

IX. Итог урока.

 - Что нового узнали на уроке?

- Как одним словом назвать всех птиц, которые  прилетели на кормушку? (Зимующие)

-Прилетели птички к нам  урок не просто так, они просят нас о помощи. Скоро зима, а им зимой холодно и голодно. Объявляем в классе операцию

«Поможем зимующим птицам»!

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!

Приучите птиц в мороз -
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

- Чем мы можем им помочь?

 

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

X. Рефлексия

Оценка результативности выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

 Беседа по вопросам.

-Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

 -Над чем еще надо поработать?

Делятся впечатлениями, делают вывод: чего достигли, чему научились

Владение монологической речью.

XI. Домашнее задание

№1(а,б,в), с.98, сделать кормушку

Записывают домашнее задание в дневник