Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Алешина Мария Михайловна - учитель русского языка и литературы

Представление педагогического опыта

Алешиной Марии Михайловны,

учителя русского языка и литературы МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Тема: «Развитие творческой активности обучающихся на уроках литературы и русского языка и во внеклассной деятельности как способ  развития личности обучающегося».

 

Актуальность

Актуальность выбора данной темы обусловлена предстоящей работой над формированием универсальных учебных действий обучающихся по русскому языку и литературе в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы).

 Задача воспитания детей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость. Поэтому развитие в наших детях стремления к творческой активности становится одной из важнейших задач   современной школы

Перспективность

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации обучающихся в процессе обучения. Современная жизнь становится всё  разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

 Перспективность данного опыта заключается в том, что владение языком как средством коммуникации позволяет принимать оптимальные решения в любой сфере человеческой деятельности, в том числе в современном обществе владение языком необходимо для профессиональной деятельности.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Условия формирование

опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

многолетние наблюдения за обучающимися 5-9 классов, испытывающими  затруднения в речевой деятельности, использование ими в речи жаргонных выражений и молодежного сленга;

снижение общей культуры обучающихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;

отсутствие нравственного ориентира обучающихся;

посещение уроков коллег с целью изучения опыта преподавания русского языка и литературы;

изучение методической литературы по данной теме;

курсы повышения квалификации;

участие в работе межшкольных учебно-методических объединений

Теоретическая база

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы).

2.     Концепция развития образования в Российской Федерации.

3.     Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

4.     Кашаева, В.В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности /  В. В. Кашаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – Т. 5. – С. 57–73.

5.     Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2002. – 210 с.

6.     Ларионова, И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися / И. А. Ларионова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 198–206.

7.     Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2000. – 214 с.

Технология

 опыта

Историк и критик литературы А.Д. Галахов, говоря об изучении художественных текстов, отмечал: «Средствами для достижения основной цели изучения должны стать чтение, самостоятельное усвоение читаемого и, сверх того, устные и письменные упражнения».   Письменные задания, требующие достаточно высокой степени самостоятельности обучающихся:

- упражнения, в которых учащиеся создают новый текст;

- составление деловых бумаг, путем извлечения и переработки информации;

- письменные рассказы, очерки, отчеты, сообщения о результатах наблюдений;

- исследование.

К числу творческих работ отношу и виды изложений, в которых есть элемент творчества: изложение с изменением лица рассказчика, с изменением сюжета.

В творческих работах обучающихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, его жизненная позиция. В числе таких работ выделяю сочинение – вид работы, способствующий развитию творческого начала. Когда все подготовительные этапы работы ребенок проводит самостоятельно, только в отдельных случаях консультируясь с учителем, тогда в результате этого рождается творческая работа.

Творческим я называю любое ученическое сочинение, в котором обучающийся самостоятельно освещает вопрос, поставленный в теме, высказывает свою точку зрения по этому вопросу, стремится создать оригинальное произведение по стилю, жанру, языковому оформлению.

 В моей практике получили широкое применение такие виды сочинений, как сочинение-пересказы, группа тем сочинений, связанная с анализом художественной формы произведения, которые даются после анализа текста, комментированного чтения; сочинение, связанное с восприятием художественного произведения через искусство, кино.

  И конечно, высшей формой творчества являются их первые литературные попытки – стихи, проза, выпускаемые газеты и журналы, личные дневники, переписка.

 

   В своей работе с обучающимися в различных педагогических ситуациях мне часто приходится обращаться к стихотворным текстам. Изучая на уроках творчество того или иного поэта, читаю перед детской аудиторией его произведения и прошу учеников прочесть наизусть программные или просто понравившиеся им произведения.       Занимаясь внеклассной работой,  сталкиваюсь со стихотворными произведениями при подготовке разного рода внеклассных мероприятий: литературных вечеров, театральных спектаклей, тематических программ и т.д. Думаю, прежде всего, хочется вызвать в детской аудитории эмоциональное сопереживание тем событиям и явлениям жизни, которые отразились у поэта в стихотворении, увидеть и ощутить то, что переживал поэт, а не просто повысить интеллектуальный уровень школьника. Как этого добиться? Прежде всего, необходимо заразить школьника своим чтением, точным как по форме, так и по содержанию. А для этого я сама должна владеть навыками чтения стиха, разбираться в теории и уметь это выразить на практике. Тогда я смогу привить любовь к стихотворным произведениям и своим ученикам. Сделать их не проходным моментом школьной жизни, научить чувствовать стих, чувствовать его эмоциональную ритмическую основу, уметь и любить читать стихи. Зачем? Стихи обогащают нас интеллектуально, а главное – эмоционально, развивают эстетическое и языковое чутье, развивают вкус и общую культуру человека.

В школьной программе чаще встречается литературоведческий подход к стихотворному тексту, главным в котором выступают знания, а не прочувствование. Поэтому школьники зачастую не владеют ритмической стихотворной основой, читая стихи как прозу. Или же, наоборот, скандируют, читая стихотворение, не понимая его смысла. Для того чтобы развить в ученике чувство ритма, рифмы и мелодики стиха, я учу детей осваивать их практически. Поэзия  - это  тот род литературы, который должен быть услышан, только в звучании стихотворения проявляется его скрытый глубинный смысл, его внутренние резервы. Но прежде, чем добиваться этого от ученика, я сама прохожу этот непростой и небыстрый путь.

В методике стало аксиомой утверждение, что преподавание литературы должно носить творческий характер. Хотелось бы, чтобы «декларации о необходимости творчества сменились выработкой конкретной методики его организации, ведь главная цель моей работы – литературное развитие ребенка, поэтому мои воспитанники должны не только активно работать на уроке, но главное – активно осваивать его, делать достоянием своего личного духовного опыта

Анализ результативности опыта

Результатом своей работы считаю результативное участие моих учеников в творческих конкурсах разных уровней.

2013 год.

 – Абанина Екатерина, ученица 10 класса, заняла 1 место в номинации «Лесное эхо» республиканского конкурса сочинений на экологическую тематику;

2014 год.

 – Пиглицева Юлия, ученица 7А класса, стала победительницей районного тура II Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»;

- Шарапова Екатерина, ученица 8А класса, заняла 1 место  историко-культурного республиканского конкурса сочинений «Мой храм», посвященный памяти священника-просветителя А.П.Архангельского;

2016 год.

- Леков Денис, ученик 8А класса, стал победителем II открытого республиканского литературного фестиваля, посвященного 120-летию С.А.Есенина в секции «Художественное слово» за чтение стихотворения «Исповедь хулигана»

 – Саблин Кирилл, ученик 1б класса, стал победителем III открытого республиканского литературного фестиваля, посвященного 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова в секции «Художественное слово» за чтение стихотворения «Русские женщины».

- Леков Денис, ученик 9А класса, стал призером III открытого республиканского литературного фестиваля, посвященного 195-летию со дня рождения Н.А.Некрасова в секции «Художественное слово» за чтение стихотворения «Генерал Топтыгин».

- Чугунова Екатерина, ученица 11Б класса, заняла первое место в районном конкурсе сочинений «Почему я хочу быть прокурором?»

- Колединов Дмитрий, ученик 9А класса, занял 1 место в конкурсе на призы Совета ОО «Ветеран УИС» Республики Мордовия за сочинение «Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны»

 

Учащиеся пишут собственные стихи и публикуют их в школьной газете.

Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной, районной олимпиадах по русскому языку и литературе.

Учащиеся принимают участие в различных школьных мероприятиях по русскому языку и литературе (предметные недели, вечера, викторины, конкурсы, литературные гостиные).

Учащиеся  поступают в высшие учебные заведения, где готовятся стать учителем русского языка.

 Там, где зародился живой интерес, легко направить его в самые разнообразные формы: уроки, факультативные курсы, исследования, олимпиады.

Мои выпускники - врачи, юристы, педагоги, научные сотрудники, руководители предприятий, студенты учебных заведений. Они люди с активной жизненной позицией, имеющие собственный взгляд на мир.

 

Мои ученики являются активными участниками школьных концертных программ, литературно-музыкальных композиций, посвященных различным датам, праздникам, именам. Например, композиция, посвященная Дню матери, которая настроила учеников на создание сочинений-миниатюр о маме.  Это и различные мероприятия в рамках предметной недели. Традиционным в нашей школе стал конкурс чтецов.

Помимо этого, определенный вклад в развитие творческих способностей обучающихся вносит активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного, муниципального и регионального уровней: «Наша доблестная полиция», «Я б в рабочие пошёл», «Будущее моей страны – в моих руках», «Учитель в моей жизни», «Сказки доброго сердца», «Живая классика» и другие.

Традиционным для ребят стало участие в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Трудоемкость

 опыта

Трудность данного опыта состоит непосредственно в продумывании алгоритмов: содержание, лаконичность, простота восприятия и удобство запоминания. А также  необходимо продумать ход объяснения материала для того, чтобы обучающиеся составили необходимый алгоритм аналогичный тому, что продумал учитель.

 Еще трудоемкость опыта заключается в пересмотре прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, нетрадиционной проработке содержания материала,  в вовлечении всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, в оснащении материально-технической базы школы и наличии свободного времени.

Трудоемкость заключается также в переосмысливании с позиции творческой самореализации личности одаренного ребенка в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебно-воспитательной работы с учетом индивидуально-творческих возможностей одаренных детей.

Адресность

 опыта

     Данный опыт адресован как начинающим учителям, так и опытным педагогам, заинтересованным в обогащении читательского опыта ребенка, в оказании помощи стать ему самостоятельным читателем и приобщению к чтению детской художественной литературы каждого ученика.

Использование опыта будет интересно учителям разных квалификационных категорий, работающим по различным учебно-методическим комплектам в современной школе. Опыт (целиком или частично) успешно может быть использован молодыми специалистами, педагогами дополнительного образования, родителями. Он может быть приемлем в общеобразовательном учреждении любого вида. Применение его ориентировано на работу с детьми 1-11 классов.