Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Лашкина Галина Алексеевна - учитель русского языка и литературы

Представление педагогического опыта

Лашкиной Галины Алексеевны,

учителя русского языка и литературы МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Тема: «Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы».

 

Актуальность

Актуальность выбора данной проблемы обусловлена развитием самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

Перспективность

Перспективность данного опыта заключается в том, что учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Метод исследования формирует умения, сопряжённые с практической деятельностью.

Условие формирование опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

- снижение интереса к обучению, а именно к чтению;

- изучение методической литературы по данной теме;

- курсы повышения квалификации;

- участие в работе межшкольных учебно-методических объединений

Теоретическая база

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы)

- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования

- М.Г.Качурин «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы»

 

Технология опыта

1.      Большое внимание уделяю самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому обучающемуся раскрыть свою индивидуальность (доклады, рефераты и т.д.)

2.      При ознакомлении обучающихся с новыми понятиями знания не сообщаются в готовом виде. Я побуждаю обучающихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов. Чтобы удержать внимание ребёнка в течение урока я предлагаю игровые и конкурсные ситуации. Даже слабый ученик может проявить себя.

3.      Познавательный интерес обучающихся формируется и на уроках-практикумах:

- разные виды разбора, расстановка знаков препинания в тексте;

- словосочетание с несогласованным определением перестроить в словосочетание с согласованным определением.

        4. На уроках литературы задаю интересные и    актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализируем речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Даю свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная мной, может корректироваться, дополняться. Представляю возможность выбора форм отчётности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с отсрочкой выполнения.

           На уроках литературы я использую следующие приёмы:

- выбор различных жанров заданий (иллюстрации, инсценировка);

- ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя.

            Выполняя подобные задания, обучающиеся получают возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, создаю дифференцированные группы. Тогда дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого обучения позволяет каждому ребёнку усвоить необходимый объём информации  и выполнить посильные задания.

 

Анализ результатов опыта

 

Год

Мероприятие

Участники

Результат

 

Школьный уровень

2012

Всероссийская олимпиада школьников

Дунина Наталья

1 место

2013

Всероссийская олимпиада школьников

Видашева Анастасия 8б

1 место

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Чушкина Виктория

10а

1 место

2014

Конкурс сочинений «Мой прадедушка – ветеран ВОВ»

Тиштяпкина Ольга

11б

2 место

 

Муниципальный уровень

 

2013

Всероссийская олимпиада школьников

Видашева Анастасия 8б

Участие

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Чушкина Виктория

10а

Участие

2015

Конкурс литературных работ «Искусство слова»

Бормотов Кирилл

3 место

 

Республиканский уровень

2013

Конкурс литературного мастерства «Юные таланты пера»

Видашева Анастасия 8б

Резепова Анастасия

10б

Участие

 

Участие

2014

Конкурс творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Резепова Анастасия 11б

Яковлева Елена 11б

Участие

 

Участие

 

Всероссийский уровень

2012

Всероссийская предметная олимпиада «Осенний марафон»

Балашова Анна

Федин Дмитрий

2 место

 

3 место

2013

Всероссийская предметная олимпиада (форум одарённых детей)

Видашева Анастасия 8б

3 место

2014

Всероссийская предметная олимпиада «Олимпус»

Видашева Анастасия 8б

3 место

 

Трудоёмкость опыта

Трудность данного опыта состоит в слабом владении обучающимися исследовательскими умениями, большой тратой времени и сил обучающихся

Адресность опыта

Может быть востребован учителями русского языка и литературы. Педагоги, используя исследовательскую технологию, смогут улучшить отношение обучающихся к чтению, к литературе как учебному предмету, повысить мотивацию