Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Кудашкина Лариса Геннадьевна - учитель музыки

                                                Представление педагогического опыта

                                                  Кудашкиной Ларисы Геннадьевны,

                                             учителя музыки МБОУ «Явасская СОШ»

                          Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Тема:«Использование информационно - коммуникативных технологий в развитии творческих способностей на уроках музыки».

Актуальность

В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ждать встречи с уроком искусства и результат не заставит ждать.

Музыка и информационные технологии – совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использовать при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока.

Перспективность

Перспективность опыта заключается в том, что в современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными программами и  технологиями. Ведётся интенсивный поиск новых подходов и активное внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету «Музыка», которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий.

Условия формирование

опыта

             На формирование опыта повлияли следующие факторы:

‒         отсутствие современных наглядных пособий печатного варианта в школе;

‒         неоднозначность восприятия детьми музыки, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, множественность индивидуальных трактовок;

‒         появление учебников по предмету «Музыка» с 5 по 7 класс;

-        изучение методической литературы и мнений учителей с большим стажем по данной теме;

‒         возможность использования мультимедийной презентации на уроках как средства создания ситуации занимательности для учеников и возможностей демонстрационного зрительного ряда выполнять функцию эмоционально - эстетического фона для восприятия музыки, что позволяет ученикам устанавливать разнообразные интонационно - образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.

Теоретическая база

-         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы).

-         Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования

‒         Разрабатываются вопросы использования компьютерных средств в воспитательной работе с учащимися (Конаныхин Ю. П., Локтюшина Е. А.).

Технология

 опыта

Использование  возможностей мультимедиа на уроке, позволяет стереть грань между учёбой и игрой и  изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие. Уроки изучения нового материала с применением ПК позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал. Используя методические приёмы при применении ПК на уроках, учитываю  физиологические особенности школьников (не более 25 минут на уроке). Т. к. содержание, средства представления материала и  формы организации работы имеют ряд особенностей. Чётко определяю, на каком этапе каждого конкретного урока использование ПК будет наиболее эффективным, зная, что роки музыки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

·                     принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

·                     принцип научности;

·                     принцип связи обучения с практикой;

·                     принцип системности и последовательности;

·                     принцип доступности;

·                     принцип наглядности;

·                     принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

На своих  уроках стараюсь сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством музыкально-творческого развития учащихся.

При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

      1.            Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

      2.            Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.

      3.            Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

      4.            Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии

      5.            Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных
понятий программы того или иного класса.

      6.            Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

      7.            Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.

      8.            Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

 

Опираясь на свой опыт, мною был составлен ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:

‒         информация на экране должна быть структурирована;

‒         визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;

‒         темп работы должен варьироваться;

‒         периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука;

‒         содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

 

Анализ результативности опыта

Год

Уровень

Мероприятие

Участники

Результат

2014

 

Республиканский

III республиканский конкурс  по вокально-инструментальному исполнению патриотической песни среди кадетов Республики Мордовия 

Балашова Анна

9 к  класса

Бишарев Артём

9 к класса

Специальная номинация

2014

Районный

Районный конкурс  эстрадной песни «Серебряная музыка»

Бишарев Артём

9 к класса

 

Призёр

2014

Районный

Районный конкурс  эстрадной песни «Серебряная музыка»

Тазина Анна   

8 а класса

Победитель

2015

Районный

 

Районный конкурс детского творчества  «Пасхальный фестиваль-2015»

 

Никифорова Мария

3 б класса

За участи в гала-концерте

 

2015

Районный

Районный конкурс народной музыки «Живи, народная душа!»

Кошелева Светлана

7 а класса

Победитель

2015

Районный

Районный конкурс народной музыки «Живи, народная душа!»

Балашова Анна

9 к класса

Победитель

2015

Районный

Районный конкурс  патриотической песни         «Я люблю тебя, Россия!»

Кошелева Светлана

7 а класса

Победитель

2015

Районный

Районный конкурс  патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»«

Балашова Анна

9 к класса

Призёр

2015

Районный

Районный конкурс  эстрадной песни «Серебряная музыка»

Тазина Анна

9 а класса

Победитель

2015

Районный

Районный конкурс  эстрадной песни «Серебряная музыка»

Кошелева Светлана

8 а класса

Призёр

2015

Районный

Районный конкурс  эстрадной песни «Серебряная музыка»

Ишаев Илья

11 а класса

Призёр

2015

Районный

Районный конкурс  эстрадной песни «Серебряная музыка»

Балашова Анна

10 к класса

Призёр

2015

 

Республиканский

IV республиканский конкурс  по вокально-инструментальному исполнению патриотической песни среди кадетов Республики Мордовия 

Балашова Анна

10 к класса

Призёр

2016

Районный

Районный конкурс народной музыки «Живи, народная душа!»

Балашова Анна

10 к класса

Победитель

2016

Районный

Районный конкурс народной музыки «Живи, народная душа!»

Кошелева Светлана

8 а класса

Призёр

2016

Районный

В номинации песня о Военно-Морском Флоте в районных военно-патриотических соревнованиях на призы Адмирала Федора Фёдоровича Ушакова  возрастная группа 9-11 класс

Тазина Анна

10 а класс

Победитель

2016

Районный

В номинации песня о Военно-Морском Флоте в районных военно-патриотических соревнованиях на призы Адмирала Федора Фёдоровича Ушакова  возрастная группа 9-11 класс

Кошелева Светлана

9 а класса

Победитель

2016

Районный

В номинации песня о Военно-Морском Флоте в районных военно-патриотических соревнованиях на призы Адмирала Федора Фёдоровича Ушакова  возрастная группа 9-11 класс

Бишарев Артём 11 к класса

Призёр

Трудоемкость

 опыта

Как практикующий учитель, не могу не отметить трудности и проблемы при использовании ИКТ на уроке.

‒         техника в любой момент может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, снизится скорость интернета, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому всегда нужно иметь запасной вариант проведения урока и т.д.

‒         в современном мире учащиеся и так довольно часто испытывают зрительную нагрузку. Частое использование ИКТ отрицательно скажется на здоровье учащихся.

‒         не в каждой школе класс учителя музыки оборудован такими техническими удобствами.

‒         у учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при современной нагрузке педагога. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т. к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям моего класса.

‒         в яркий солнечный день есть вероятность, что жалюзи или занавески не справятся с потоком солнечного света. Следовательно, презентация будет иметь плохую видимость, что составит трудность при работе на уроке.

Адресность

 опыта

           Может использоваться учителями музыки с любым стажем работы.