Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Ширяева Нина Егоровна - учитель мордовского языка

Представление собственного инновационного опыта

учителя мордовского языка муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения  «Явасская СОШ»

Зубово - Полянского муниципального района

Ширяевой Нины Егоровны

В МБОУ «Явасская СОШ» работаю с 1996 года. Имею стаж педагогической работы 27 лет. Работаю над  проблемой «Приобщение учащихся к традициям, обычаям, национальной культуре мордовского  народа на уроках мордовского (мокшанского) языка и во внеурочное время с применением новых педагогических технологий».

Тема: "Приобщение учащихся к традициям, обычаям, национальной культуре мордовского  народа на уроках мордовского (мокшанского) языка и во внеурочное время с применением новых педагогических технологий"

Актуальность 

 

Актуальность выбора данной темы обусловленна предстоящей работой над воспитанием бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего народа; формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края – вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем мордовского  языка.

Эти задачи необходимо решать таким образом, чтобы каждый ученик проникся любовью, гордостью за свой родной язык, чтобы он смело мог сказать о том, что он мордвин и что он гордится тем, что родился, вырос и живет на этой замечательной мордовской земле, которая дала миру столько умных и талантливых людей.

 

Перспективность 

Приобщение учащихся к традициям, обычаям, национальной культуре мордовского  народа на уроках мордовского (мокшанского) языка и во внеурочное время с применением новых педагогических технологий есть один из способов мотивации к изучению мордовского (мокшанского) языка. 

 Перспективность данного темы заключается в том, что владение  мордовским (мокшанским) языком способствует всестороннему развитию личности обучающегося, а применение на уроках новых педагогических технолгий позволяет раскрыть творческие способности как обучающихся, так и самого педагога.

 

Условия формирования опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

многолетние наблюдения за обучающимися 2-7 классов, испытывающими  затруднения в речевой деятельности;

взаимопосещение урокав колег с целью изучения опыта преподавания мокшанского языка;

изучение методической литературы по данной теме;

курсы повышения квалификации;

участие в работе межшкольных учебно-методических объединений;

Теоретическая база 

 

- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

‒        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, планы-конспекты открытых уроков: обобщающие уроки по темам «Времена года» в 3 классах, «Домашние и дикие животные» в 4 классах, «Города Мордовии» в 5 классах в форме путешествия.  На заседании школьного методического объединения учителей мокшанского языка   был  подготовлен  доклад на тему «Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий на уроках мордовского (мокшанского) языка». На заседании школьного методического объединения учителей мокшанского языка был подготовлен доклад -обмен опытом по теме: «Организация системно – деятельностного подхода на уроках мордовского ( мокшанского) языка в условиях реализации основных направлений ФГОС», доклад по теме: «Компетентностный подход как условие развивающего обучения на уроках мордовского (мокшанского) языка»

Для активной стратегии преподавания характерно: центральная роль учителя, совместное обсуждение, взаимодействие и воздействие идут параллельно.  Воплощается через следующие формы работы: индивидуальные, общие и командные, групповые.

Особенности интерактивной стратегии : центральная роль принадлежит ученикам, учитель - организатор и помощник, обсуждение происходит в малых группах, взаимодействие преобладает над воздействием, групповые формы работы, общие или командные формы работы

Технология опыта

В своей работе я использую такие принципы как:

-сотрудничество учителя и ученика,

- принцип равенства, индивидуализации и социализации ученика,

-развитие логической  мыслительной деятельности,

- свободу духа и выбора для педагога.

Реализация данных принципов позволяет создать на занятиях атмосферу  доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке  его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для  «слабого»  ученика так и  для более успешного. Применение активных и интерактивных методов обучения делает урок более «живым» и результативным.

Выбор технологий и методик обучения, форм общения с обучающимися на уроках, участие в исследовательской деятельности позволяет раскрыться не только  ученикам, но и самому педагогу. Самообразование учителя позволяет ему стать  более успешным, а, следовательно, и более свободным, т.е. ответственным за свои действия и знания.

Поэтому обучение и воспитание должно быть направлено на личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие.

Структура моих уроков  включает в себя:

- настройку на тему» - это самая сложная и энергоемкая часть занятия, требующая не только тщательного продумывания, но и адекватности ментальности педагога тематике занятия. Вся эта информация связывается с тем, что хорошо знакомо детям  и любимо ими. Стремлюсь вызвать в сердцах детей отклик, т.е. определить, что будет выполняться на занятии. Демонстрируются иллюстративные материалы, работы художников, которые могут разбудить фантазию детей;

Анализ результативности опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудоемкость опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адресность опыта

Школа наша русскоязычная, поэтому  одной из главных  целей  и её назначением является создание благоприятных условий для возрождения, сохранения, развития национальной культуры, традиций, обычаев и языка мордовского народа.


За все годы  работы обеспечиваю устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приемов обучения. На уроках всегда царит творческая атмосфера, они производят впечатление цельности, законченности, гармоничности,  сочетают в себе методическое мастерство, педагогический такт, психологическую обоснованность и языковую целесообразность.


Пять лет подряд мои ученики участвуют  предметной олимпиаде по мордовскому языку. В 2011-2016 учебном году мы достигли высоких результатов:

Чудайкина Юлия ученица  4 «Б» класса   - победитель муниципального тура        ( I место) 2011- 2012уч. г.;

Чудайкина Юлия  ученица  5 «Б» класса     - призер муниципального тура (II  место) 2012- 2013 уч.г.;

Ипполитова Валерия  ученица  3 «Б» класса     - призер муниципального тура (III место) 2012- 2013 уч.г.;

Ерохина Ирина ученица 4 «Б» класса      - призер муниципального тура (II  место) 2013- 2014 уч.г.;

Ошкин Илья ученик  4 «Б» класса   - призер муниципального тура (III  место) 2013- 2014 уч.г.;

Пяткин Дмитрий ученик  3 «Б» класса  - призер муниципального тура (III  место) 2013- 2014 уч.г.;

Пяткин Дмитрий ученик  4 «Б» класса  - победитель муниципального тура ( I место) 2014- 2015 уч.г.;

Паркина Оксана ученица 3 «А» класса      - призер муниципального тура (II  место) 2014- 2015 уч.г.;

Ошкин Илья ученик  5 «Б» класса   - призер муниципального тура (III  место) 2014- 2015 уч.г.;

Ерохина Ирина ученица 6 «Б» класса – призёр муниципального тура ( II место) 2015- 2016 уч.г.;

Шугаева Ирина ученица 3 «Б» класса призёр муниципального тура(III место) 2015- 2016 уч.г.;

Никифорова Мария 4 «Б» класса призёр муниципального тура (III место) 2015 -2016 уч.г.;

Шугаева Ирина 4 «Б» класс призёр муниципального тура (II место) 2016 – 2017 уч. Г.;

 

 

Для повышения своего профессионального уровня работаю над проблемой:  «Приобщение учащихся к традициям, обычаям, национальной культуре мордовского  народа на уроках мордовского (мокшанского) языка и во внеурочное время с применением новых педагогических технологий».


Трудоемкость опыта состоит непосредственно в планировании этапов работы: поиск     фактов, изучение содержания интересуемого материала. 

  Редактирование материала, подготовленного обучающимися  на предмет лаконичности и  простоты восприятия.  Также необходимо продумать последовательность презентации  материала. Большие затраты времени  требуются для защиты работ.
При планировании учебной деятельности особое внимание уделяю заданиям развивающего характера, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Это позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

 

Метод проектной деятельности может быть использован как начинающими учителями, так и педагогами с большим опытом работы при обучении детей в основной и средней школе.  Также его следует рекомендовать для закрепления и  повторения изученного материала для коллективной и самостоятельной  работ,  так как  позволяет обеспечить интеллектуальное развитие обучающихся, развивает их эрудицию и расширяет кругозор.
Проведены такие мероприятия, как неделя национальной культуры, неделя мокшанского языка, экскурсии в музей. Под моим  руководством  дети с удовольствием занимаются поисковой исследовательской деятельностью.
Все обобщающие уроки и  по развитию речи  провожу с ИКТ. Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей русского, мордовского языков и литературы, выступаю с докладами, провожу открытые уроки на школьном  уровне.