Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Дьякова Валентина Сергеевна - учитель немецкого языка

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителем немецкого языка МБОУ «Явасская СОШ» Дьяковой В.С.

 

 

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Социализация личности школьников в процессе изучения немецкого  языка.

 

1.

Актуальность и перспективность опыта

     Современное общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира.

               В Концепции модернизации российского образования наряду с русским языком, историей, правом, экономикой также подчеркивается роль иностранного языка как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся. Иностранный язык рассматривается сегодня как условие успешной социализации личности в многополярном обществе, как орудие производства, как фактор сохранения духовной культуры общества.

     Высокий уровень владения не только родным, но и иностранным языком, правильная речь - сегодня это одна из визитных карточек интеллигентного и образованного человека ХХI века. Именно эту стратегическую задачу и призваны решать учителя иностранных языков: воспитать новое поколение людей, способных творчески, плодотворно и успешно жить и работать в непростых условиях современной действительности. Глубокое изучение иностранных языков является особенно важным в системе образования, поскольку от того, с каким уровнем двуязычной грамотности молодой человек выходит из учебного заведения, во многом зависит его дальнейшая личная и профессиональная судьба как гражданина России, гражданина мира.

  У человека, который изучает иностранный язык, происходит формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка.

2.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Работа над проблемой социализации личности позволяет поставить в центр процесса обучения школьника, интересы его развития. В процессе обучения немецкому языку   создаются условия, в которых обучающийся развивает собственную универсальную сущность, свои природные силы.

Основными сферами социализации школьников, направленной на интенсификацию обучения иностранному языку, являются иноязычное общение в межличностном взаимодействии; самосознание, формирующееся через личностное развитие и становление ребенка; доступная младшим школьникам деятельность (игровая, учебная, продуктивная). Обучение на основе данного подхода способствует интенсификации учебного процесса, суть которой заключается в максимально возможном сближении количественных и качественных показателей input (вводимого учебного материала) и output (усвоенного учебного материала), включающего формулы общения, учебный материал, способствующий развитию самосознания, умений и навыков учебной, игровой, продуктивной деятельности младших школьников.

3.

Теоретическая база опыта

Проблема социализации представлена в научной литературе.

Проблемой социальной обусловленности языка, изучением взаимодействия внешних и внутренних факторов развития языка в его социальном контексте занимались отечественные лингвисты: У. Лабов, Н.С. Валгина, В.Г. Костомаров, В.К. Журавлев, Е.В. Сергеева, А. М. Камчатнов, Л. П. Крысин.

     Проблемам социализации человека посредствам языка, вопросам взаимодействия языка и мышления посвящены работы П.Я. Гальперина, Ю.С. Степанова.

Виднейшие социологи современности Н. Луман и П. Бергер изложили концептуальные подходы к исследованию коммуникативного пространства.

4.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Обучение -  свободное раскрытие личности ребёнка.

 Опыт, полученный обучающимся в процессе обучения немецкому языку, должен использоваться в дальнейшей жизни. В процессе обучения учитываю интересы и возрастные особенности школьников.  Это прослеживается  при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в использовании аудио-, видеоматериала. Отбор материала позволяет  мне осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности. Учащиеся учатся самостоятельно находить информацию, делать выводы. С помощью специальных заданий учебника осуществляется развитие рефлексии (самонаблюдении, самоотчета), которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.

Особый акцент делаю на работу с информацией. Ученики ориентируются на необходимость умения  самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Постоянно использую «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов». Особая роль принадлежит на уроках  игре и имитационно-игровым ситуациям. Использую  активные формы уроков.

 В начале урока проговариваем, чем будут учащиеся заниматься в течение урока. В конце урока учащиеся подводят итоги своей работы, оценивают её.

Привлекаю учащихся к созданию презентаций по изученным темам: «Школа», «Спорт», «Страны изучаемого языка», «Моя будущая профессия» и др.

5

Анализ результативности

 

Наличие победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады,  поступление выпускников в высшие и средние учебные заведения на факультет иностранных языков, успешное продолжение изучения  немецкого языка в высших и средних учебных заведениях. Участие и победы в заочных  предметных конкурсах и олимпиадах российского уровня. Подготовка и защита учащимися проектов по различным учебным  темам. Расширение кругозора обучающихся, формирование умения выражать свою мысль логически.

6

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Основной трудностью является снижение у учащихся интереса к обучению, нежелание отдельных учащихся самостоятельно добывать информацию, прилагать усилия к запоминанию речевых образцов и лексических единиц.

7

Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный опыт можно использовать начинающим учителям, учителям, которые хотят, чтобы результаты обучения иностранному языку имели практическое направление, были полезны ученикам в их дальнейшей жизни.

8

Наглядное приложение.

Сценарии открытых уроков, подбор дидактического материала расположены на сайте https://infourok.ru/user/dyakova-valentina-sergeevna

http://www.myshared.ru/slide/751263/

https://proshkolu.ru/user/Dyakova60/file/670934/

http://a2b2.ru/methods/32264_urok_nemeckogo_yazyka_po_teme_Was_gibt_es_in_der_Kleiderkiste