Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Портфолио

Представление педагогического опыта

Рябининой Тамары Васильевны,

учителя начальных классов МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово-Полянского муниципального района

Республики Мордовия.

 

Тема: «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной

                                       деятельности в рамках ФГОС»

 

 

 

 

Актуальность и перспективность. Значения для совершен­ствования учебно -воспитательного процесса.

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Актуальность моей темы связана с тем, что многие педагоги не учитывают некоторые аспекты и особенности личности. Одним из таких факторов является самооценка. Корректировка самооценки поможет не только улучшить свои результаты в процессе обучения, но также утвердить свои позиции в обществе.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

          Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил.

 

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

 

На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие            факторы:

  • изучение методической литературы по данной теме;
  • наблюдение за обучающимися, испытывающими трудность в самооценке;
  • посещения уроков учителей с целью изучения опыта преподавания дисциплин в начальной школе;
  • участие в работе межшкольных учебно-методических объединений;
  • прохождение курсов повышения квалификации.

 

Теоретическая база опыта.

 

  •   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образования (ФГОС НОО);
  •   Сборник рабочих программ «Школа России»  1-4 классы;
  • Д.Д. Данилов. Технология оценивания образовательных достижений (учебных  успехов). 2003.

 

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Как я организовываю самооценивание учеников начальных классов? Инструменты (методики) формирующие оценивание, методики, формирующие самооценку, существует несколько. Наиболее простым инструментом считаю знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.  Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,  жёлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,  зелёный — благополучия: мне всё ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

2. Светофор, другой вариант той же методики, даёт возможность посылать учителю сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть пластиковый веер тех же трёх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

 3. Методика: «Радуга». Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется мной на обобщающих уроках.

4. Методика: «Древо творчества». Данная методика используется мной для рефлексии учебной деятельности ученика в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме. На доске располагаю наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки, рядом с которым указаны критерии оценивания. Яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо. При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

С целью формирования правильной самооценки использую на уроках методику для работы в парах «Сосед по парте». Работу провожу двумя способами: 

1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты. 

2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: Оценки не совпали: Проверяя тетради, могу судить об адекватности оценки учащихся.

Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням. Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Моя задача как учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

       На уроках (на разных этапах) учащиеся при самооценке придерживаются следующего алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с шибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Как ученик определит свою отметку?

К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том  числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 2 ,3-го класса, к этому  алгоритму добавляю еще вопросы.

Продолжение алгоритма самооценки:

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

  • Такие задачи мы решали уже много раз,

понадобились только «старые», уже  усвоенные знания? (Необходимый уровень)

  • В этой задаче мы столкнулись с необычной

ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

  • Такие задачи мы никогда не учились решать

ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

 

 

 

 

Анализ результативности.

Организуя учебную деятельность, я стараюсь учить детей сознательно и целенаправленно формировать самооценку. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

В результате проводимой работы по формированию оценки и самооценки, мои ученики могут оценивать свою работу по заданным критериям с помощью различных видов работ; соотносить свою оценку с моей оценкой; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом, учатся аргументировать свою оценку при взаимопроверке, стремятся раскрыть свои возможности в разных областях знаний и творчества.

 

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Без адекватной самооценки личности не получится адекватной рефлексивной самооценки урока. Введение процедуры самооценки требует кропотливой работы на каждом уроке, проходящей этапы: разработка эталонов оценивания; создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов; создание ситуации, когда эталоны оценивания уже известны и обучающиеся сами сопоставляют свои результаты, делают выводы; составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Кроме того, необходимо выполнение основных психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения.

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию.

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

 

 

 

Адресные рекомендации по использованию опыта

    Формирование самооценки  может быть использовано как начинающими учителями начальных классов, так и педагогами с большим опытом работы при обучении детей.  Опираясь на собственный педагогический опыт, анализ методической литературы и опыт коллег по изучаемой проблеме, получились следующие рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

  1. Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.
  2. Использовать взаимопроверку, при этом отмечать достоинства и недостатки, аргументируя оценку.
  3. Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему однокласснику.
  4. Предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.
  5. Идти путѐм развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха.
  6. Не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям.
  7. Работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности.
  8. Предоставлять детям возможность делать выбор (разноуровневые задания).

Итак, формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.).   Все указанные выше приемы можно  использовать  в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.

 

 

Наглядное приложение.

 

      Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег.

 

Мои работы представлены в интернете на сайтах:

Мой сайт: https://infourok.ru/user/ryabinina-tamara-vasilevna

Школьный сайт: http://school-yavas.a2b2.ru/6838/10722/

Адрес страницы: https://proshkolu.ru/user/rabinina22/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России»

Тема: Закрепление изученных приёмов вычислений.

Цель урока

 

Обучающая: совершенствовать умение моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложения и вычитания в пределах 100 (табличное, нумерационные случаи сложения и вычитания круглых десятков).

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, сформировать умение решать примеры изученных видов, решать составные задачи, записывать решение с помощью выражения, а также умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.

Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий; способствовать развитию познавательного интереса к предмету при организации игровых заданий на уроке.

 

 

Ход урока.

 


Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


УУД, способствующие отработке личностных, предметных или

метапредметных результатов

1. Орг. момент

1 мин

Встали дружно, повернулись

 И друг другу улыбнулись. Поприветствуем гостей,

И начнем творить скорей!

 

Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила. Возьмите памятки и прочитайте вслух:

Не выкрикиваем.

Не перебиваем друг друга.

Мы слышим друг друга.

Учимся работать сообща.

 

-Сегодня мы с вами отправимся в лес. Посмотрите (на стенах развешены птицы). Что это?

Птицам зимой будет голодно и холодно. Давайте им поможем, и соберѐм в кормушку ягоды. Если вы справитесь с заданиями правильно, то вы кладѐте в кормушку красную ягоду, а если допустили ошибки – то зелёную.


Проверяют готовность своего рабочего места к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Личностные: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника

  2. Этап мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

4 мин

Найдите значение выражений устно и расшифруйте тему урока.
В 40+10          Н 50 - 30
Т 10+20          П 60 + 20
Р 70 – 10        И 80 + 20
Е 30 – 20        О 50 + 40


80

 

90


50


30


90


60


10


20


100


10


П


О


В


Т


О


Р


Е


Н


И


Е


Итак, тема нашего урока «Повторение и закрепление устных приемов вычислений».
Каких целей мы должны достигнуть? 

 

Учащиеся решают примеры,  расшифровывают слово, определяют тему  урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

Решать примеры и задачи изученных видов. Достичь хороших результатов на уроке.

Развивающие: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;           определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.        Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия


Логическая разминка.

Устный счет.

5 мин

Перед нами такая работа

- Задания для устного счѐта.

Мы в лес на прогулку сегодня пойдѐм

И знания наши с собою возьмѐм.

1.Сосчитать от 65 до 75, от 90 до 80.

2.Назовите: самое большое

однозначное число;
самое маленькое двузначное число; 
самое большое двузначное число; 
самое маленькое трехзначное число 3.Игра «Теремок» (состав числа 20).

«Терем, терем, теремок!
Кто в тереме живет?» Число 20!         4. Задачи в стихах.

  • Ветер дунул – лист сорвал,
    А потом упало 25.
    Кто их может сосчитать?
  • Если ты считать умеешь,
    На вопрос ответишь смело.
    Сколько птичек-невеличек
    На кормушку прилетело?
    Воробьёв драчливых 10.
    И синичек тоже 10.
    10 сизых голубей
    И пара красных снегирей?

 

 

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Положите в кормушку ягоды.  

 

 

 

Ответы детей

 

9

 

10

99

100

 

20 – это 7,7 и 6; 6,8,4 и 2  и т. д.

 

 

 

25 + 1 = 26

 

 

 

10 + 10 + 10 +2 = 32 птички

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

Развивающие: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: формирование вычислительных навыков мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение

4. Этап осознание, осмысление учебной информации

5 мин

 

Какое время года? Какое сегодня число? 


Да, сегодня 30 ноября. Последний день осени. Давайте вспомним признаки осени. На доске  последние листья спешат на землю. Давайте поможем им. Решим примеры.

 

Игра «Листопад» № 1, с. 68

 

 67 + 5 = 72 лист дуба

 

        3     2


32 – 9 = 23 лист каштана
46 + 9 = 55 лист клена
95 – 6 = 89 лист березы

 

 

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Положите в кормушку ягоды.

 

Осень. 30 ноября

 

Похолодание, отлет птиц, листопад и др.
 

 

 

 

Дети решают примеры

примеры устно объясняя способ сложения и вычитания.

После решения лист опускается вниз

 

 

Самооценка.

Регулятивные:  оценка, контроль, коррекция

5. Физминутка.

1 мин

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать, 
Шесть – за парту тихо сесть.

 

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

 

6. Минутка чистописания.

 

4 мин

 

На доске записан ряд чисел: 5, 7, 31, 8, 1, 9, 2

– Посмотрите на ряд чисел.
– Найдите лишнее число.
– Почему оно лишнее?
– Какие цифры использованы для записи этого числа?
– Сколько в этом числе отдельных единиц? Десятков? 
– Увеличьте число 31 на 10.
– Уменьшите число 31 на 10.
– А теперь запишите число 3,1 в тетради 5 раз.

 – Обратите внимание на правильность написания цифр. 

- Какие числа можно составить из этих цифр? Запишите.

 

- Хорошо! Оцените себя. Положите в кормушку ягодку.

 

 

 

31

двузначное

3 и 1

 

1

3

41

21

Дети пишут число 3 и 1.

 

 

 

31, 13, 33, 11

 

Самооценка

 

7.  Этап самостоятельной работы с самопроверкой

5 мин

Историческая справка

– С каким праздником связано число 31?
– А вы знаете, что обычай встречать Новый год ввел Петр I и повелел, чтобы ель стала «новогодним» деревом. В России обычай наряжать елку стал общепринятым с 1813 года. Чтобы узнать, как украшали елочку, решите примеры № 2, с. 68. Решение по вариантам. Взаимопроверка.

Молодцы! Так как же украшали ёлку?

 

 

Новый год

 

Дети слушают информацию

 

 

Дети по строчкам решают примеры:

1 ряд – 1 строчку, 2 ряд – 2 строчку, 3 ряд – 3 строчку.

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения (работа по учебнику)

 

5 мин

1. – Наряжать елку стали при Николае I. Его супруга, императрица Александра Федоровна, уроженка Пруссии, перенесла в Россию обычай украшать жилище елочкой с горящими свечами. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и другие.

- А теперь давайте решим задачу № 3, с. 68.

– О чем говорится в задаче?
– Чем они занимались?
– Что нам известно о детях?

 

– Какой вопрос в задаче?

 

У доски ученик решает задачу, остальные в тетради.
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– А можем ли мы узнать?
– Каким действием «+» или «–»?
– После этого мы сможем ответить на вопрос задачи?
– Каким действием: сложением или вычитанием?
– Запишем план и решение задачи.

 

- Молодцы! Оцените свою работу. Положите в кормушку ягодку.

 

Сообщение подготовленного ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

О мальчиках и девочках.

Читали в читальном зале.

Было – 4 мальчика и 6 девочек. Пришло 8 ребят.

Сколько читателей стало в зале?

 

 

 

Нет

Нам не известно сколько было детей.

Да

 «+»

 

 

 

 

 

Самооценка

Личностные: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в решении задач и примеров.


Регулятивные: самооценка деятельности на уроке.

9. Физминутка.

 

1мин

Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы за предметами, которые будут появляться. Итак, начнём.

 

Дети глазами следят за предметами, которые появляются в разных местах.

 

10. Этап включения в систему знаний и повторения (работа по учебнику)

 

5 мин

 

 

- Мы с вами отдохнули. Так вот было время, когда елочные игрушки выпускались в ограниченном количестве. После войны на елке появляются  игрушки из папье – маше, ваты, выдутые из стекла разные фигурки , ёлочные шары. 

- А сейчас предлагаю вам вернутся к учебнику и выполнить № 5, с. 68.

К доске идут решать 2 человека. После решения ученик-учитель проверяет правильность выполнения.

 

Пока они решают работаем в паре   № 7, с. 68.

 

 

Проверка по методике «Сосед по парте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сравнивают выражения.

 

 

Дети в паре ищут ответ на поставленный вопрос.

Самооценка

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

определять и формулировать учебные действия на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Познавательные: умение применять правила вычислений.

11. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, д/з.

 

4 мин

- Какая была цель в начале урока?

- Смогли мы её достичь?
- Во время нашего урока вы показали, как справляетесь с решениями числовых выражений, решаете задачи. Все были активны, внимательны. Большое  спасибо!

 

- Повесьте свои кормушки на ёлочку. Кто набрал больше всего ягод? Кто набрал больше зелёных ягод. Теперь птичек мы сможем накормить. Что нам помогло в этом?

- Наш урок подходит к концу

- Какое задание было самым интересным для вас?

- Какое задание было самое трудное?

- Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со сложными заданиями.

 

Учитель делает вывод о выборе детей.

Д/з с. 68 № 4, 6 
 

 

Да

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

Самооценка.

Методика «Цветные дорожки»

Личностные: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других