Версия для слабовидящих

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28

Телефон

8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12

Эл. почта yavas70@mail.ru

МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа»

Адрес: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п.Явас, ул.Косарева, д.28
Телефон: 8(83457)2-45-11, 8(83457)2-25-12
Эл. почта: yavas70@mail.ru

Портфолио

Представление педагогического опыта

Гуриной Валентины Владимировны,

учителя начальных классов МБОУ «Явасская СОШ»

Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Тема: Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах.

 

Актуальность

    В последнее время я все чаще стала замечать, что уровень навыков вычислений у учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, кроме того, при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств. Поэтому я выбрала проблему, над которой работаю: «Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальных классах».

 Актуальность выбора данной проблемы обусловлена одной из важнейших целей, стоящих перед начальной школой – изучение математики. Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь курс обучения математике, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений.

Перспективность

   Перспективность данного опыта заключается в том, что вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Кроме того, вычисления активизируют память учащихся, их внимание, стремление к рациональной организации деятельности. Поэтому неслучайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики.

Условия формирования

   На формирование опыта повлияли следующие факторы:

  • наблюдение за обучающимися, испытывающими затруднения при вычислении;
  • взаимопосещение уроков учителей с целью изучения опыта преподавания дисциплин начального образования;
  • изучение методической  литературы по данной теме;
  • участие в работе школьного, межшкольного, районного  учебно-методических объединений.

Теоретическая база

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Сборник рабочих программ «Перспективная начальная школа» 1-4 классы;
  • Захарова О.А.,Юдина Е.П. «Математика в вопросах и заданиях»
  • Узорова О.В.,Нефёдова Е.А. «Как научиться быстро считать» (математический тренажёр).
  • Белых Г.В. «Считаем правильно»

Технология опыта

   Для решения проблемы по формированию вычислительных навыков особое внимание уделяю устному счету, который развивает вычислительные навыки обучающихся. Устный счет провожу  с использованием тренажёра, игровых моментов. Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра “Молчанка”, “Помоги почтальону Печкину”, “Тучка” . Устные упражнения важны тем, что  активируют мыслительную деятельность учащихся; развивают память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции.

   При выборе способов организации вычислительной деятельности ориентируюсь на развивающий характер работы, в этом мне помогают:

1) игры, игровые моменты и занимательные задачи;

2) тесты «Проверь себя сам»;

3) математические диктанты;

4) творческие задания и конкурсы;

5) перфокарты;

Большое внимание на уроках математики уделяю самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогают каждому ребёнку раскрыть свою индивидуальность.

Провожу уроки с использованием информационных технологий     В своей практике использую различные  приёмы  быстрых вычислений, задачи в стихах, таблицы-тренажёры. Задания вычислительного характера сопровождаю игровыми сюжетами и рисунками. Одной из форм работы по формированию вычислительных навыков являются задания. Я применяю задания с  использованием сравнений,   с элементами занимательности, задания на выявление общего и разного,  с многовариантными решениями, задания на нахождение значений математических выражений. Это разнообразие форм, методов, средств обучения стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

    Использование на уроках математики заданий различного типа формирует у детей интерес, стимулирует их к активной деятельности и позволяет более прочно сформировать вычислительные навыки.

Анализ результативности

   Результатами опыта является:

  • положительная динамика в результатах административных контрольных работ по математике

(70,3% - 2013-2014 уч.г., 68% - 2014-2015 у.г., 65% - 2015-2016 уч.г., 91,% - 2016-2017 уч.г, 86,% - 2017-2018 уч.г).

  • результативное участие в олимпиадах: 

Год

Уровень

Мероприятие

Участник

Результат

2015

Школа

Олимпиада по математике

Никифорова Мария

1 место

2015

Школа

Олимпиада по математике

Киршев Вадим

2 место

2015

Школа

Олимпиада по математике

Канайкина Анастасия

3 место

2015

Межшкольный

 

 

Олимпиада по математике

Никифорова Мария

2 место

2016

Школа

 

 

Олимпиада по математике

Никифорова Мария

1 место

 2018

Школа

 

Олимпиада по математике

Подольская Анастасия

3место

 

Трудности при использовании

   Трудность данного опыта состоит в продумывании индивидуализации заданий для обучающихся разного уровня знаний и умений. Необходимо уметь четко определять возможности и потребности каждого ребенка и вовремя подавать ему целесообразную порцию заданий, создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

Адресность опыта

Может использоваться при обучении младших школьников  начинающими и опытными педагогами. Возможно использование на любом типе урока.

Наглядность

Мои работы представлены в сети Интернет:

https://multiurok.ru/shkola_2016/

       https://proshkolu.ru/user/gurina39/folder /698802